Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Дополнительно
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал

с 3 сентября 2024 по 30 мая 2025 года

Русский язык. Культура речи. Ступень 3

Приём новых заявок для участия в конкурсном отборе на кружок не производится. Кружок является переводным.

Расписание занятий кружка: четверг, 15:00 – 17:50.

Место проведения кружка: г. Ставрополь, ул. Мира, 460.

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу [email protected]

 

 

Порядок отбора
Критерии отбора
Аннотация

Для участия в конкурсном отборе на кружок необходимо:

  1. успешно освоить программу кружка «Русский язык. Культура речи. Ступень 2» и сдать переводной экзамен;
  2. обладать статусом «победитель» или «призёр» олимпиад по русскому языку, лингвистике, филологии, литературе, журналистике, а также творческих конкурсов регионального и/или всероссийского уровней.

Оценка переводного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. Кандидатам, имеющим статусы победителя и/или призёра олимпиад по русскому языку, лингвистике, филологии, литературе, журналистике, а также творческих конкурсов регионального и/или всероссийского уровней, начисляются дополнительные баллы.

Отбор участников кружка производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании суммы оценки за переводной экзамен и дополнительных баллов. 

Список обучающихся публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» не позднее, чем за 20 дней до начала работы кружка.

Обучающиеся, зачисленные на кружок, обязаны записаться на программу «Русский язык. Культура речи. Ступень 3» на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края».

Обучающиеся, отказавшиеся от участия в кружке, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. 

Все информационные письма будут направляться на электронный адрес школьника, указанный при регистрации.

Отбор участников кружка производится в соответствии: с рейтингом, определяемым на основании:

  1. оценки за переводной экзамен (критерий 1);
  2. достижений в олимпиадах по русскому языку лингвистике, филологии, литературе, журналистике, а также творческих конкурсов регионального и/или всероссийского уровней (критерии 2-3).

Критерий № 1. Результат переводного экзамена

Переводной экзамен проводится в форме тестирования и творческого задания, выявляющего полученные за второй год обучения знания по дисциплинам: «Практическая лингвистика», «Русская словесность», «Стилистика», «Функциональные формы речи». 

Тест включает в себя:

  • задания по морфологии и морфологическим нормам,
  • задания по орфографии,
  • задания по стилистическим нормам,
  • задания по синтаксическим нормам,
  • творческое задание.

Оценка переводного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. 

 

Критерий № 2. Участие в олимпиадах из перечня олимпиад школьников и их уровней, утверждённого приказом Министерства науки и высшего образования РФ 

Предоставляется Диплoм (ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами или протокол) за два последних календарных года по направлению программы.

Количество баллов

Уровень олимпиады

Победитель

Призер

Участник

Первый

15

12

4

Второй

10

8

 

Третий

7

5

 

Суммарно нe бoлee 20 бaллoв. 

При отсутствии дипломов, подтверждающих победу или призёрство в перечневой олимпиаде, возможно предоставить итоговый протокол с решением комиссии. В случае если в протоколе не приведен пофамильный список и каждый участник указан по идентификационному номеру, необходимо приложить свидетельство (например, скриншот из личного кабинета), по которому участника можно определить в списке. В случае отсутствия комментария «призёр», «победитель» необходимо приложить шкалу соотношения набранных баллов и пороговых значений для указанных категорий. В связи с частыми изменениями уровней перечневых олимпиад при оценивании портфолио учитывается тот уровень, который указан на подтверждающем данное достижение документе. 

 

Критерий № 3. Победа в конкурсных мероприятиях

Предоставляется диплом призёра или победителя за два последних календарных года по направлению образовательной программы.

Количество баллов

Перечень мероприятий ГИР

Федеральный уровень

Региональный уровень

Победитель/Призёр

Победитель/ Призёр

Входит 

10

5

Не входит

5

3

Суммарно не более 18 баллов. 

К рассмотрению принимаются дипломы только тех мероприятий, которые имеют выраженную направленность, соответствующую образовательной программе. В случае невозможности определить направленность конкурса (или номинации, в которой победил участник отбора) достижение не засчитывается. 

К рассмотрению также не принимаются: 

  • кoнкypcы c opгaнизaциoнными взнocaми; 
  • массовые интернет-конкурсы и онлайн-олимпиады; 
  • конкурсы без положения об организации/проведении; 
  • мероприятия, проходившие в рамках других образовательных программ / лагерных смен / профильных школ. 

Программа имеет социально-педагогическую направленность, поскольку нацелена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, об устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности в сферах деятельности «человек - общество» и «человек - человек».

Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению русским языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков и составлена с учётом основных положений Закона об образовании.

Программа создана в соответствии с требованиями ФГОС. При выборе структуры и содержания программы учитывался опыт отечественных исследований в области обучения родному языку. Данная программа соотносится с требованиями к обязательному минимуму знаний по русскому языку в Российской Федерации.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что владение языком как средством общения приобретает всё большую актуальность в мире. Русский язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов отечественной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей языкового сообщества.

Образовательная программа включает в себя изучение следующих дисциплин: «Практическая лингвистика», «Русская словесность», «Культура речи», «Виды творческих работ», «Функциональные формы речи», «Стилистика», «Креативное письмо», «Риторика». 

Первый год обучения. «Русский язык. Культура речи. Ступень 1»

Курс обеспечивает достижение уровня владения языком, который необходим для жизни, в ситуациях, связанных с общением, межличностной коммуникацией. Учащиеся понимают содержание сложных текстов, умеют делать чёткие и подробные сообщения на различные темы и излагать свой взгляд на проблему. Учащиеся готовы к сдаче экзамена ОГЭ по русскому языку.

В рамках дисциплины «Практическая лингвистика» учащиеся знают:

  • определения основных изученных языковых явлений, лингвистических понятий;
  • основные этапы развития лингвистики как науки о языке, имена выдающихся учёных-языковедов;
  • типологию лингвистических словарей;
  • основные уровни языка;
  • определение фонемы, свойства гласных и согласных фонем;
  • правила слогораздела в современном русском литературном языке;
  • общие акцентологические и орфоэпические нормы современного русского языка;
  • понятие морфемики как раздела языкознания;
  • понятия «морф», «морфема», типы морфов (интерфиксальные, постфиксальные, флексийные, корневые, нулевой аффиксальный морф);
  • основные способы деривации;
  • список орфограмм современного русского языка, типологию орфографических ошибок.

В рамках дисциплины «Русская словесность» учащиеся знают: 

  • роды, виды и жанры литературы;
  • качества текста и свойства художественного произведения;
  • разновидности употребления языка в литературном произведении;
  • основы теории словесности;
  • особенности строения художественного текста.

По окончании изучения курса «Культура речи» учащиеся знают: 

  • определение понятий «язык», «литературный язык», «разговорная речь», «языковая норма», «орфоэпия», «орфоэпическая норма», «интонация», «морфологическая норма», «речевая ошибка», «лексическая норма», «синтаксическая норма»;
  •  основные типы лексических речевых ошибок;
  • основные типы грамматических речевых ошибок;
  • морфологические нормы русского языка;
  • нормы употребления фразеологизмов;
  • различия между вариантом нормы и речевой ошибкой;
  • формы сказуемого;
  • функции порядка слов в предложении;
  • согласование различных членов предложения;
  • варианты форм, связанные с управлением;
  • варианты форм, связанные с согласованием членов предложения;
  • синтаксические нормы в сложном предложении;
  • основные выразительные средства лексики и фразеологии.

По окончании изучения курса «Виды творческих работ» учащиеся знают:

  • виды работ творческого характера, их цели и задачи;
  • виды диктантов (творческий, свободный, с продолжением);
  • виды изложений (полное, сжатое, выборочное, свободное, с дополнительными заданиями);
  • разновидности плана к изложению (простой, развёрнутый, цитатный, тезисный, из опорных слов);
  • требования к сочинению, технологию написания сочинения;
  • классификацию сочинений по тематике, по типам речи, по жанрам;
  • понятия «тип речи», «жанр», «очерк», «критическая статья», «монография», «автобиография», «библиография», «аннотация», «тезис», «конспект», «эпиграф», «стиль», «эссе», «дневник», «адресат – адресант», «репортаж». 

Второй год обучения. «Русский язык. Культура речи. Ступень 2»

Курс обеспечивает достижение высокого уровня владения русским языком, что позволяет пользоваться языком как инструментом познания и общения. Учащиеся понимают содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты, умеют делать чёткие, подробные сообщения на различные темы, излагать свой взгляд на основную проблему, показывать преимущества и недостатки разных мнений. Курс позволяет подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.

В рамках дисциплины «Практическая лингвистика» учащиеся знают:

  • определение слова и его лексического значения, понятие «полисемия»;
  • определения понятий «синоним», «синонимический ряд», «омоним», «пароним», «антоним», «фразеологизм», «диалектизм»;
  • сущность исторических изменений лексической системы (историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствования);
  • основные лексические нормы современного русского литературного языка;
  • основные морфологические нормы современного русского литературного языка.

В рамках дисциплины «Русская словесность» учащиеся знают: 

  • литературные направления, течения;
  • представителей основных литературных направлений;
  • черты древнерусской литературы и особенности её жанров;
  • особенности русского классицизма и сентиментализма;
  • отличительные черты лирических и драматических произведений;
  • особенности жанров духовной литературы;
  • характерные черты романтизма и критического реализма;
  • особенности произведений «золотого века» русской литературы;
  • основные формы словесного выражения.

По окончании изучения курса «Стилистика» учащиеся знают: 

  • функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный), их признаки;
  • правила лексической сочетаемости в современном русском языке;
  • стилистические нормы современного русского языка;
  • грамматические нормы современного русского языка (изменение форм имён существительных, числительных, местоимений, нормы управления и согласования);
  • виды стилистических, речевых и грамматических ошибок;
  • виды общения; 
  • виды речевой деятельности;
  • правила ведения речи, формулы вежливости.

По окончании изучения курса «Функциональные формы речи» учащиеся знают: 

  • стили и жанры речи; 
  • определение понятия «языковой стандарт»;
  • особенности языка служебных документов;
  • виды документов (инструкция, протокол, докладная записка, объяснительная записка, доверенность, расписка, заявление, характеристика, автобиография);
  • признаки, особенности и жанры письменной научной речи (научная статья, монография, аннотация, реферат и др.); 
  • особенности и жанры письменной публицистической речи (информационная заметка, критическая заметка, статья, письмо в газету, рецензия, репортаж);
  • особенности и жанры функциональной устной речи (беседа, реферативное сообщение, лекция, доклад, дискуссия, диспут).

Третий год обучения. «Русский язык. Культура речи. Ступень 3»

Курс позволяет пользоваться языком как основным инструментом познания и коммуникации. Учащиеся понимают объёмные сложные тексты различной тематики. Строят монологические высказывания, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно используют язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могут создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов. Курс позволяет сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл.

В рамках дисциплины «Практическая лингвистика» учащиеся знают:

  • основные принципы пунктуации в современном русском литературном языке;
  • категории обособляемых членов предложения (распространенные определения, обособленные приложения и дополнения, уточняющие обстоятельства, сравнительные обороты, вводные конструкции, обращения, слова-предложения);
  • принципы пунктуации в сложных предложениях;
  • способы передачи прямой речи;
  • принципы пунктуации в конструкциях с косвенной речью.

В рамках дисциплины «Русская словесность» учащиеся знают: 

  • понятия «слово», «язык», «мысль», «творчество», «композиция», «сюжет», «стиль», «художественный текст», «образ», «диалог», «монолог», «полилог»;
  • характерные черты литературного процесса в России 20 века;
  • особенности «серебряного века» русской поэзии;
  • основные черты гуманистического реализма русской литературы 21 века;
  • особенности современного литературного процесса;
  • особенности жанров эссе и рецензии.

По окончании изучения курса «Риторика» учащиеся должны знать: 

  • предмет риторики;
  • основные качества речи (богатство, точность, чистота, ясность и понятность, правильность);
  • виды ораторского искусства и его историю;
  • индивидуальные особенности оратора и язык публичного выступления;
  • классификацию выступлений с точки зрения их основных целей;
  • отличительные особенности спора как вида ораторского искусства;
  • классификацию споров;
  • полемические приёмы.

По окончании изучения курса «Креативное письмо» учащиеся должны знать: 

  • понятие креативности;
  • отличия традиционного письма от нетрадиционного (креативного);
  • цели, задачи и жанры креативного письма;
  • виды сочинений креативных жанров, их отличительные свойства и особенности.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 4 урока.

Продолжительность 1 урока – 40 минут.

 

Обучение по образовательной программе осуществляется за счёт средств финансирования регионального бюджета.

 

Преподаватель

Лисицына Евгения Викторовна

  • руководитель СП МО русского языка ГАОУ ДО «Центр для одарённых детей «Поиск»;
  • разработчик программ и методических пособий по русскому языку, культуре речи, стилистике, лингвистике для одарённых школьников;
  • кандидат филологических наук.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы проинформированы об их использовании, а также принимаете Политику конфиденциальности.