с 8 сентября 2025 года по 28 мая 2026 года
Русский язык. Культура речи. Ступень 2
К участию в образовательной программе приглашаются школьники 9-10 классов образовательных организаций Ставропольского края, обладающие лингвистическими способностями, стремящиеся к углублённому изучению русского языка и словесности.
Расписание занятий кружка: четверг, 15:00 – 17:50.
Место проведения кружка: г. Ставрополь, ул. Мира, 460.
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу clubs@stavdeti.ru
Для участия в конкурсном отборе на кружок необходимо:
- подать заявку на официальном сайте регионального центра «Сириус 26»;
- явиться на вступительный экзамен согласно расписанию, отправленному на электронный адрес, указанный при подаче заявки.
К участию в конкурсном отборе допускаются обучающиеся:
- выполнившие вступительный экзамен;
- документально подтвердившие высокие результаты участия в олимпиадах и других интеллектуальных/творческих конкурсах регионального и всероссийского уровней (если есть).
Оценка предметного вступительного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. Кандидатам, имеющим статусы победителя и/или призера интеллектуальных мероприятий и конкурсов регионального и всероссийского уровней, начисляются дополнительные баллы.
Отбор участников кружка производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании суммы оценки за вступительный экзамен и дополнительных баллов, с учётом результатов теста структуры интеллекта.
Рейтинг участников отбора публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» через 14 дней после окончания экзаменов.
Список обучающихся, рекомендованных к зачислению на кружок, публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» за 14 дней до начала работы кружка.
Обучающимся, зачисленным на кружок, необходимо записаться на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края»
Обучающиеся, отказавшиеся от участия в кружке, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.
Все информационные письма будут направляются на электронный адрес школьника, указанный при регистрации.
Отбор участников кружка производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании:
- оценки за предметный вступительный экзамен (критерий 1);
- достижений в олимпиадах по русскому языку, лингвистике, литературе, филологии, журналистике, а также творческих конкурсов (критерии 2-4);
- результатов теста структуры интеллекта (критерий 5).
Критерий № 1. Результат вступительного задания
Вступительный экзамен проводится в форме тестирования и сочинения, выявляющих базовые знания по русскому языку и способности к написанию сочинения-рассуждения.
Оценка вступительного экзамена осуществляется по 100-бальной шкале.
Критерий № 2. Участие во всероссийской олимпиаде школьников
Предоставляется Диплoм (cкaн-кoпия, ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами или протокол с результатами) за два последних календарных года по направлению программы.
Количество баллов
Этап олимпиады |
Победитель |
Призер |
Участник |
3aключитeльный |
15 |
12 |
5 |
Рeгиoнaльный |
7 |
5 |
1 |
Гopoдcкoй/ мyниципaльный |
2 |
1 |
|
He бoлee 15 бaллoв зa кaждый пpeдмeт (в сумме – 30).
Бaллы за yчacтиe в paзныx этaпax нe cyммиpyютcя. Из нескольких результатов выбирается лучшее достижение и выставляется максимальный балл.
В случае предоставления протокола, в котором участники указаны по идентификационному номеру, необходимо прикладывать подтверждение из личного кабинета, что данный идентификационный номер принадлежит заявителю. Скриншоты с результатами ВсОШ без подтверждения протоколом / выпиской из приказа от школы к рассмотрению не принимаются.
Критерий № 3. Участие в олимпиадах из перечня олимпиад школьников (олимпиады Poccийcкoгo coвeтa oлимпиaд шкoльникoв)
Предоставляется Диплoм (cкaн-кoпия, протокол или ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами) за два последних календарных года по направлению программы.
Количество баллов
Уровень олимпиады |
Победитель |
Призер |
Участник |
Первый |
15 |
12 |
4 |
Второй |
10 |
8 |
|
Третий |
7 |
5 |
|
Суммарно нe бoлee 20 бaллoв.
При отсутствии дипломов, подтверждающих победу или призерство в перечневой олимпиаде, возможно предоставить итоговый протокол с решением комиссии. В случае если в протоколе не приведен пофамильный список и каждый участник указан по идентификационному номеру, необходимо приложить свидетельство (например, скриншот из личного кабинета), по которому участника можно определить в списке. В случае отсутствия комментария «призер», «победитель» необходимо приложить шкалу соотношения набранных баллов и пороговых значений для указанных категорий. В связи с частыми изменения уровней перечневых олимпиад при оценивании портфолио учитывается тот уровень, который указан на подтверждающем данное достижение документе.
Критерий № 4. Победа в конкурсных мероприятиях
Предоставляется диплом призера или победителя за два последних календарных года по направлению образовательной программы.
Количество баллов
Перечень мероприятий ГИР |
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Победитель/Призер |
Победитель/ Призер |
|
Входит |
10 |
5 |
Не входит |
5 |
3 |
Суммарно не более 18 баллов.
К рассмотрению принимаются дипломы только тех мероприятий, которые имеют выраженную направленность, соответствующую образовательной программе. В случае невозможности определить направленность конкурса (или номинации, в которой победил участник отбора) достижение не засчитывается.
- К рассмотрению также не принимаются:
- кoнкypcы c opгaнизaциoнными взнocaми;
- массовые интернет-конкурсы и онлайн-олимпиады;
- конкурсы без положения об организации/проведении;
- мероприятия, проходившие в рамках других образовательных программ / лагерных смен / профильных школ.
Критерий № 5. Результаты теста структуры интеллекта
Тест структуры интеллекта диагностирует уровень развития следующих показателей:
- понятийное интуитивное мышление,
- логическое мышление,
- понятийная категоризация,
- образный синтез,
- пространственное мышление,
- абстрактное мышление,
- логическая память.
Тест определяет низкий, средний, хороший или высокий уровень развития показателей.
РАЗДЕЛ 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
Тема 1.6. Морфология самостоятельных частей речи. Именные части речи.
Морфология как раздел науки о языке. Классификация частей речи. Имя существительное. Разряды имён существительных (собственные и нарицательные, конкретные и абстрактные, вещественные, собирательные). Категория одушевлённости – неодушевлённости. Категория рода. Категория числа. Категория падежа.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Полная и краткая формы прилагательных. Правописание имён прилагательных. Субстантивация прилагательных.
Имя числительное, его значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Лексико-грамматические разряды имён числительных.
Местоимение, его значение, синтаксическая роль. Местоименные существительные. Местоименные прилагательные. Местоименные числительные. Местоименные наречия. Лексико-грамматические разряды местоимений. Супплетивизм форм склонения личных местоимений.
Тема 1.7. Морфология самостоятельных частей речи. Глагол. Наречие.
Глагол. Инфинитив (неопределённая форма глагола). Грамматические категории глагола (вид, возвратность, залог, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение). Особые формы глагола. Причастие, его морфологические признаки, синтаксическая роль. Образование причастий. Адъективация причастий. Причастный оборот. Деепричастие, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Адвербиализация деепричастий. Деепричастный оборот.
Наречие. Значение наречия, его морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Предикативные наречия (СКС – слова категории состояния). Морфологические и синтаксические признаки СКС. Переход слов из других частей речи в СКС.
Тема 1.8. Морфология служебных частей речи.
Предлог. Классификация предлогов (по структуре, по происхождению). Союз. Классификация союзов (по происхождению, по структуре, по употреблению, по синтаксической роли). Частица. Классификация частиц (по структуре, по происхождению, по значению). Междометие. Разряды междометий (по структуре, по происхождению, по значению). Звукоподражания. Модальные слова. Классификация модальных слов. Синтаксическая роль модальных слов.
РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
Тема 4.4. Роды и виды литературы.
Роды и виды литературы. Литературный процесс. Многообразие литературы. Литературоведение как наука. Жанры литературы. Работа с произведениями устной народной словесности, её видами жанрами. Духовная литература, её жанры. Библия. Использование Библейских тем в русской словесности. Жанры легенды, притчи. Анализ текстов.
Тема 4.5. «Золотой век» русской литературы.
Обзор произведений «золотого века». Виды и жанры лиро-эпических произведений: баллады, поэмы, повести в стихах. Герой. Сюжет. Фабула. Композиция, её виды (композиция обратного времени, композиция прямого времени, ретроспектива, контраст (антитеза), инверсия, композиционное кольцо). Анализ лирических и эпических текстов «золотого века» русской литературы. Написание сочинения по эпическому произведению в жанре рецензии. Изучение художественного метода романтизма, его представителей. Обзор произведений. Критический реализм в русской литературе. Обзор произведений эпохи критического реализма.
РАЗДЕЛ 5. СТИЛИСТИКА
Тема 5.1. Стилистика как раздел языкознания.
Понятие о стилистике как разделе языкознания. Стили речи как разновидности литературного языка. Стилистические ресурсы языка. Функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный), их признаки. Разговорная речь. Лексические ресурсы стилей речи.
Тема 5.2. Лексическая стилистика.
Лексическая сочетаемость. Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов. Стилистическое разграничение паронимов. Стилистические функции историзмов, архаизмов, неологизмов. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления (диалектизмы, профессиональные термины, канцеляризмы). Стилистическое использование фразеологических средств языка. Стилистические нормы. Стилистические ошибки.
Тема 5.3. Грамматическая стилистика.
Виды грамматических ошибок. Употребление форм имён существительных. Склонение имён и фамилий. Изменение топонимов. Изменение существительных мужского рода:
- варианты окончаний родительного падежа единственного числа;
- варианты окончаний предложного падежа единственного числа;
- варианты окончаний (-а/-я, -ы/-и) именительного падежа множественного числа;
- варианты окончаний (-ов/-□) родительного падежа множественного числа.
Разряды числительных. Нормы изменения числительных. Стилистические функции определительных и неопределённых местоимений. Формы согласования сказуемого с подлежащим. Нормы управления: характер ошибок и стилистическая правка текстов. Управление при однородных членах предложения. Нормы согласования. Особенности использования деепричастных конструкций.
Тема 5.4. Культура речевого общения.
Виды общения. Виды речевой деятельности. Правила ведения речи. Речевой этикет и вежливость. Формулы вежливости. Ситуативная обусловленность речи.
РАЗДЕЛ 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ.
Тема 6.1. Функциональная стилистика.
Письменная и устная речь. Стили речи. Жанры. Особенности официально-делового стиля. Стиль художественной литературы. Особенности научного стиля. Публицистический стиль, его особенности. Разговорный стиль речи.
Тема 6.2. Письменная деловая речь.
Языковой стандарт. Основы общения в профессиональной сфере. Деловое письмо. Документы. Язык служебных документов. Качества служебных документов. Личная документация. Реквизиты делового письма (адресант, адресат, дата, наименование документа, смысловая часть, подпись). Виды документов (инструкция, протокол, докладная записка, объяснительная записка, доверенность, расписка, заявление, характеристика, автобиография). Служебное письмо. Инициативное служебное письмо, его виды. Ответное служебное письмо, его виды. Речевые клише как стереотипные формулы для деловых писем.
Тема 6.3. Письменная научная речь.
Признаки и особенности письменной научной речи. Язык науки. Термины. Научная статья. Монография. Научный текст. Логическая схема текста. Аннотация, её структура. Реферат, его структура. Основные требования, предъявляемые к реферату. Виды реферата (конспект, резюме, обзор, доклад). Конспектирование, его виды (запись-конспект, конспект-план, конспект-схема). Текстуальный конспект. Тезисы (оригинальные и вторичные).
Тема 6.4. Письменная публицистическая речь.
Особенности письменной публицистической речи. Информационная заметка. Критическая заметка. Статья. Письмо в газету. Рецензия. Репортаж.
ПЕДАГОГИ
Лисицына
Евгения Викторовна
- руководитель СП МО русского языка ГАОУ ДО «Центр для одарённых детей «Поиск»;
- разработчик программ и методических пособий по русскому языку, культуре речи, стилистике, лингвистике для одарённых школьников;
- кандидат филологических наук.
Яковлева
Наталья Александровна
- учитель ГАОУ ДО «Центр для одарённых детей «Поиск»;
- почетный работник общего образования Российской Федерации;
- разработчик программ и методических пособий по литературе для одарённых школьников;