Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Дополнительно
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал

с 8 сентября 2025 года по 28 мая 2026 года

Русский язык. Культура речи. Ступень 3

К участию в образовательной программе приглашаются школьники 10-11 классов образовательных организаций Ставропольского края, обладающие лингвистическими способностями, стремящиеся к углублённому изучению русского языка и словесности.

Расписание занятий кружка: четверг, 15:00 – 17:50.

Место проведения кружка: г. Ставрополь, ул. Мира, 460.

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу clubs@stavdeti.ru

 

 

Порядок отбора
Критерии отбора
Аннотация

Для участия в конкурсном отборе на кружок необходимо:

  1. подать заявку на официальном сайте регионального центра «Сириус 26»;
  2. явиться на вступительный экзамен согласно расписанию, отправленному на электронный адрес, указанный при подаче заявки.

К участию в конкурсном отборе допускаются обучающиеся:

  • выполнившие вступительный экзамен;
  • документально подтвердившие высокие результаты участия в олимпиадах и других интеллектуальных/творческих конкурсах регионального и всероссийского уровней (если есть). 

Оценка предметного вступительного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. Кандидатам, имеющим статусы победителя и/или призера интеллектуальных мероприятий и конкурсов регионального и всероссийского уровней, начисляются дополнительные баллы.

Отбор участников кружка производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании суммы оценки за вступительный экзамен и дополнительных баллов, с учётом результатов теста структуры интеллекта. 

Рейтинг участников отбора публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» через 14 дней после окончания экзаменов.

Список обучающихся, рекомендованных к зачислению на кружок, публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» за 14 дней до начала работы кружка.

Обучающимся, зачисленным на кружок, необходимо записаться на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края» 

Обучающиеся, отказавшиеся от участия в кружке, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.

Все информационные письма будут направляются на электронный адрес школьника, указанный при регистрации.

Отбор участников кружка производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании:

  1. оценки за предметный вступительный экзамен (критерий 1);
  2. достижений в олимпиадах по русскому языку, лингвистике, литературе, филологии, журналистике, а также творческих конкурсов (критерии 2-4);
  3. результатов теста структуры интеллекта (критерий 5). 

Критерий № 1. Результат вступительного задания 

Вступительный экзамен проводится в форме тестирования и сочинения, выявляющих базовые знания по русскому языку и способности к написанию сочинения-рассуждения.

Оценка вступительного экзамена осуществляется по 100-бальной шкале. 

 

Критерий № 2. Участие во всероссийской олимпиаде школьников

Предоставляется Диплoм (cкaн-кoпия, ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами или протокол с результатами) за два последних календарных года по направлению программы. 

Количество баллов

Этап олимпиады

Победитель

Призер

Участник

3aключитeльный  

15

12

5

Рeгиoнaльный 

7

5

1

Гopoдcкoй/ мyниципaльный 

2

1

 

He бoлee 15 бaллoв зa кaждый пpeдмeт (в сумме – 30).

Бaллы за yчacтиe в paзныx этaпax нe cyммиpyютcя. Из нескольких результатов выбирается лучшее достижение и выставляется максимальный балл. 

В случае предоставления протокола, в котором участники указаны по идентификационному номеру, необходимо прикладывать подтверждение из личного кабинета, что данный идентификационный номер принадлежит заявителю. Скриншоты с результатами ВсОШ без подтверждения протоколом / выпиской из приказа от школы к рассмотрению не принимаются.

 

Критерий № 3. Участие в олимпиадах из перечня олимпиад школьников (олимпиады Poccийcкoгo coвeтa oлимпиaд шкoльникoв) 

Предоставляется Диплoм (cкaн-кoпия, протокол или ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами) за два последних календарных года по направлению программы.

Количество баллов

Уровень олимпиады

Победитель

Призер

Участник

Первый

15

12

4

Второй

10

8

 

Третий

7

5

 

Суммарно нe бoлee 20 бaллoв. 

При отсутствии дипломов, подтверждающих победу или призерство в перечневой олимпиаде, возможно предоставить итоговый протокол с решением комиссии. В случае если в протоколе не приведен пофамильный список и каждый участник указан по идентификационному номеру, необходимо приложить свидетельство (например, скриншот из личного кабинета), по которому участника можно определить в списке. В случае отсутствия комментария «призер», «победитель» необходимо приложить шкалу соотношения набранных баллов и пороговых значений для указанных категорий. В связи с частыми изменения уровней перечневых олимпиад при оценивании портфолио учитывается тот уровень, который указан на подтверждающем данное достижение документе. 

 

Критерий № 4. Победа в конкурсных мероприятиях

Предоставляется диплом призера или победителя за два последних календарных года по направлению образовательной программы.

Количество баллов

Перечень мероприятий ГИР

Федеральный уровень

Региональный уровень

Победитель/Призер

Победитель/ Призер

Входит 

10

5

Не входит

5

3

Суммарно не более 18 баллов. 

К рассмотрению принимаются дипломы только тех мероприятий, которые имеют выраженную направленность, соответствующую образовательной программе. В случае невозможности определить направленность конкурса (или номинации, в которой победил участник отбора) достижение не засчитывается. 

  • К рассмотрению также не принимаются: 
  • кoнкypcы c opгaнизaциoнными взнocaми;
  • массовые интернет-конкурсы и онлайн-олимпиады;
  • конкурсы без положения об организации/проведении;
  • мероприятия, проходившие в рамках других образовательных программ / лагерных смен / профильных школ. 

 

Критерий № 5. Результаты теста структуры интеллекта

Тест структуры интеллекта диагностирует уровень развития следующих показателей:

  • понятийное интуитивное мышление,
  • логическое мышление,
  • понятийная категоризация,
  • образный синтез,
  • пространственное мышление,
  • абстрактное мышление,
  • логическая память.

Тест определяет низкий, средний, хороший или высокий уровень развития показателей.

РАЗДЕЛ 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Тема 1.9. Словосочетание.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Классификация словосочетаний по структуре (простые, сложные). Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов (синтаксически свободные, синтаксически несвободные). Классификация словосочетаний по главному слову (глагольные, именные, наречные). Словосочетание и грамматическая основа. Анализ словосочетаний по типу подчинительной связи. Анализ словосочетаний по степени слитности компонентов, Сравнение фразеологических сочетаний и свободных словосочетаний. 

Тема 1.10. Синтаксис простого предложения.

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Классификация предложений. Виды предложений по структуре (односоставные, двусоставные). Полные и неполные предложения. Простое предложение как синтаксическая единица с одним предикативным центром. Простое осложнённое предложение (однородные, обособленные, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, обращения, вводные слова и вставные конструкции). Синтаксический разбор предложения. Пунктуационный анализ предложения. 

Тема 1.11. Синтаксис сложного предложения.

Сложное предложение, его типы (сложносочиненное, сложноподчиненное). Виды подчинительной связи в сложном предложении (последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение). Определение типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. 

Тема 1.12. Пунктуация в сложном предложении.

Бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Период. Знаки препинания в периоде. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах. Сочетание знаков препинания. Стилистические возможности знаков препинания. Факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные. Авторская пунктуация. Пунктуационный анализ предложения.

 

РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

Тема 4.6. Литературный процесс 20 века.

Характеристика литературного процесса 20 в. «Серебряный век» русской поэзии. Литературные течения. Модернизм и его представители. Символизм и его представители. Акмеизм и его представители. Имажинизм и его представители. Футуризм и его представители. Соцреализм и его представители.

Изучение современных художественных текстов.  Обзор художественных произведений «серебряного века», модернизма, символизма, акмеизма, имажинизма, футуризма и др. литературных течений. Изучение литературоведческих терминов и понятий, связанных с литературой 20 века. Изучение соцреализма, его особенностей. Практикум по написанию сочинения в жанре рецензии. Написание сочинения в жанре литературно-критической и эссеистической заметки. Написание сочинения по выбранному лирическому произведению (восприятие, оценка, истолкование).

Тема 4.7. Межпредметные связи литературоведения.

Интерпретация и восприятие художественных произведений. Взаимовлияние произведений словесности. Роль эпиграфа, цитат, реминисценций. Понятия «художественная действительность», «художественная идея», «художественность». Использование терминов и понятий литературоведения, культурологи, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа текстов. Интерпретация в литературоведении, определение границ интерпретации художественных текстов.

Интерпретация и анализ текстов. Тематические направления сочинения. Выбор жанра. Доказательная база в сочинении (аргументированность). Апелляция к тексту в суждениях (цитация, комментарий, пересказ, анализ, интерпретация). Обращение к фактам истории и культуры при написании сочинения. Тезисы. Аргументы. Обращение к тексту литературного произведения при написании сочинения. Редактура сочинения. Изучение особенностей литературной правки. Подготовка к экзаменационному сочинению.

 

РАЗДЕЛ 7. РИТОРИКА.

Тема 7.1. Риторика как аспект культуры речи.

Общение и его слагаемые. Бытовое общение. Деловое общение. Основные качества речи (богатство, точность, чистота, ясность и понятность, правильность). О предмете риторики. Риторические умения и навыки. 

Интеллектуальные риторические игры («Реклама», «Мозговой штурм», «Метод словесных ассоциаций», «Снежный ком»).

Тема 7.2. Ораторская речь.

Ораторское искусство как социальное явление. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Оратор. Индивидуальные особенности оратора. Язык публичного выступления. Классификация выступлений с точки зрения их основных целей. Композиция текста. Развлекательное выступление, его отличительные признаки. Информационное выступление, его особенности. Агитационное выступление, его свойства.

Интеллектуальные риторические игры («Проблемная ситуация», «Найди свою тему», «Вертушка»). Подготовка к конкретному выступлению (определение темы, цели, подбор материала, изучение отобранной литературы и т.д.). Составление текста выступления. Представление текста юмористического характера. Представление текста информационного выступления. Представление текста агитационного выступления.

Тема 7.3. Основы полемического мастерства. 

Спор. Классификация споров. Из истории искусства спора. Культура спора. Полемические приёмы. Искусство отвечать на вопросы. Уловки в споре. Аргументированное высказывание. Доводы в споре.

Изучение основных правил ведения спора. Изучение формально-логических законов спора. Анализ логических ошибок. Изучение приёмов доказывания и убеждения в споре. Анализ текстов полемического характера (анализ техники спора). Полемика по заданной теме.

 

РАЗДЕЛ 8. КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО.

Тема 8.1. Особенности креативного письма. 

Понятие креативности. Креативное письмо как тип сочинения нетрадиционного жанра. Отличия традиционного письма от нетрадиционного (креативного). Цели и задачи креативного письма. Верлибр (белый стих). Восприятие, оценка, истолкование (интерпретация) художественного текста.

Создание сочинения-картинки по наблюдению и воображению. Создание сочинения-зарисовки.  Создание сочинения-описания воображаемой картины.

Тема 8.2. Сочинения креативных жанров.

Виды сочинений креативных жанров, их отличительные свойства и особенности. Сочинение-сценарий (инсценировка). Сочинение-диалог, интервью. Сочинение-речь. Сочинение в жанре рекламы литературного произведения, афиши, объявления о событии в мире литературы, искусства. Сочинение в жанре автобиографии, дневниковых записей, путевых заметок, воспоминаний. Сочинение в жанре эссе. Сочинение в эпистолярном жанре. Сочинение-повествование от имени одного из персонажей о событиях, описанных в художественном произведении. Сочинение-рассказ с необычным построением. Сочинение-фельетон, юмореска, лимерик. 

Подготовка к индивидуальному творческому проекту (целеполагание, планирование). Реализация творческого проекта. Презентация и оценка индивидуальных творческих проектов. Отбор лучших творческих работ для сборника. Подготовка к коллективному творческому проекту. Коллективное сочинение. Презентация проекта. 

 

ПЕДАГОГИ

Лисицына
Евгения Викторовна

  • руководитель СП МО русского языка ГАОУ ДО «Центр для одарённых детей «Поиск»;
  • разработчик программ и методических пособий по русскому языку, культуре речи, стилистике, лингвистике для одарённых школьников;
  • кандидат филологических наук.

Яковлева
Наталья Александровна

  • учитель ГАОУ ДО «Центр для одарённых детей «Поиск»;
  • почетный работник общего образования Российской Федерации;
  • разработчик программ и методических пособий по литературе для одарённых школьников;
  • обладатель сертификата повышения квалификации в Образовательном центре «Сириус» (Федеральная территория «Сириус»).

На сайте используются файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы проинформированы об их использовании, а также принимаете Политику конфиденциальности.