с 3 сентября 2024 по 30 мая 2025 года
Биология. Подготовка к ЕГЭ
К участию в образовательной программе приглашаются учащиеся 11 класса.
Продолжительность курса: с 3 сентября 2024 года по 30 мая 2025 года.
Место проведения занятий: г. Ставрополь, ул. Артема, 6.
Расписание занятий: пятница, 16:00 - 19:10 (4 урока).
Обучение платное. Оплата ежемесячно согласно прейскуранту.
По вопросам участия в программе просим обращаться по телефону +7 (8652) 99-88-48 или по адресу [email protected]
Тема 1. Биология как наука
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Тема 2. Ботаника
Растительный мир как составная часть биосферы Земли. Систематика растений. Разнообразие растений. Прокариоты и эукариоты. Уровни морфологической организации растений (одноклеточные, неклеточные, колониальные и многоклеточные). Клетка как основной структурный и функциональный элемент тела растений. Автотрофные, гетеротрофные и симбиотические организмы, их роль в круговороте веществ и преобразовании энергии на Земле. Космическая роль зеленых растений. Роль растений в жизни человека. Необходимость охраны и рационального подхода к использованию растительного мира.
Тема 3. Зоология
Подцарства одноклеточные и многоклеточные животные. Строение тела простейших как одноклеточных организмов. Многофункциональность клеток простейших и специализация клеток у многоклеточных животных. Строение простейших в свете современных исследований. Среды обитания и распространения простейших. Характеристика многоклеточных животных. Теория происхождения многоклеточных животных. Систематика и эволюция животных.
Тема 4. Анатомия и физиология человека
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, пищеварительной, выделительной, нервной, эндокринной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Тема 5. Общая биология. Цитология
Методы изучения клетки. Строение и функции клетки. Основные положения клеточной теории. Химическая организация клетки. Содержание химических элементов в клетке. Строение и биологические функции органических веществ в составе клетки: биополимеров - углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот. Пластический и энергетический обмен. АТФ - универсальное энергетическое вещество. Этапы энергетического обмена. Автотрофные и гетеротрофные клетки. Фотосинтез, его световая и темновая фазы. Пути повышения продуктивности фотосинтеза. Генетическая организация ДНК. Транскрипция. Типы РНК в клетке. Дискретность транскрипции. Трансляция. Основные свойства генетического кода. Синтез белка. Структура и свойства транспортных РНК. Структура рибосом и их функция в синтезе белков. Клеточный цикл. Митоз как механизм бесполого размножения у эукариот. Фазы митоза. Хромосомы. Хроматиды. Особенности распределения хромосом при делении клеток.
Тема 6. Общая биология. Генетика
Законы Менделя. Закономерности наследования признаков и принципы наследственности.
Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы
генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.
Тема 7. Общая биология. Эволюция
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Основные ароморфозы.
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид— единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
Тема 8. Общая биология. Экология
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере.
Тема 8. Практикум
Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). Анализ биологической и графической информации. Работа с КИМ прошлых лет, тестовые задания.
Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Работа с КИМ прошлых лет, тестовые задания.
Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира. Работа с КИМ прошлых лет, тестовые задания.
Решение задач по цитологии и генетике на применение знаний в новой ситуации. Работа с КИМ прошлых лет, тестовые задания.
Учащийся:
- повторит, обобщит и систематизирует знания необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ по биологии в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций по биологии;
- познакомится с основными типами экзаменационных заданий и методами их выполнения;
- познакомится с алгоритмами решения типов задач повышенного и высокого уровней сложности;
- познакомится со структурой экзамена и сформирует собственную стратегию выполнения экзаменационной работы.
На программу зачисляются все желающие школьники соответствующего возраста при наличии свободных мест.
Школьник считается зачисленным на программу, если родитель/законный представитель заключил договор с Центром «Поиск» на оказание платных услуг. Договор можно заключить в любом из офисов Центра «Поиск».