с 3 сентября 2024 по 30 мая 2025 года
Морфемика. Словообразование. Морфология
К участию приглашаются обучающиеся 6 класса.
Продолжительность курса: с 3 сентября 2024 года по 30 мая 2025 года.
Место проведения занятий: г. Ставрополь, ул. Мира, 460.
Расписание занятий:
1 группа: пятница, 09:00 - 11:00 (3 урока);
2 группа: пятница, 15:00 - 17:00 (3 урока).
Обучение платное. Оплата ежемесячно согласно прейскуранту.
По вопросам участия в программе просим обращаться по телефону +7 (8652) 99-88-48 или по адресу [email protected]
Тема 1. Введение. Русский язык – один из мировых языков
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном обществе. Художественный текст в изучении русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Функции русского языка как учебного предмета.
Тема 2. Орфография как раздел языкознания
Орфография – один из разделов лингвистики. Принципы русской орфографии. Орфограмма. Правила орфографии. Написания фонетические и нефонетические. Слитные, дефисные и раздельные написания слов. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари.
Изучение (повторение) видов орфограмм. Отработка правил орфографии на письме (орфографический диктант).
Тема 3. Морфемика и словообразование
Морфема – минимальная значимая часть слова. Состав слова. Морфемы формообразующие и словообразующие. Способы словообразования в русском языке. Образование слов в результате сращения сочетаний слов в слово и перехода одной части речи в другую (лексическая деривация). Понятие об этимологии.
Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.
Тема 4. Морфология. Самостоятельные части речи
Морфология как раздел науки о языке. Части речи в современном русском языке, принципы их классификации.
Имя существительное. Морфологические признаки, склонение существительных. Правописание падежных окончаний. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, –ик; буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик(-щик).
Имя прилагательное. Морфологические и синтаксические признаки. Роль прилагательных в речи. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Склонение полных прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Правописание имен прилагательных типа «лисий». Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск-. Правописание НЕ с прилагательными. Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Склонение числительных. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Дробные числительные.
Местоимение. Общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Правописание местоимений.
Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. Спряжение глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Правописание гласных в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. Причастный оборот.
Понятие о деепричастии. Морфологические признаки деепричастия. Деепричастный оборот.
Тема 5. Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксические единицы. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце предложения и внутри простого предложения. Запятая в сложном предложении. Синтаксический разбор простого и сложного предложений. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая в предложениях с обращением. Прямая речь и диалог. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тема 6. Текстоведение. Употребление различных частей речи в тексте
Текст как единое целое. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема и основная мысль как проявление смысловой целостности текста. Последовательность расположения частей текста. Простой и сложный планы текста. Связь предложений в тексте. Стили речи (общее представление).
Типы речи.
Тема 7. Развитие речи
Сочинение, его жанры. Сочинение в разных типах речи (сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение).
Сочинение по картине. Изложение (сжатое, выборочное, подробное). Написание сочинения в выбранном типе речи.
Изучение и усвоение орфографических и пунктуационных правил.
Анализ видов и свойств морфем.
Изучение морфологических признаков самостоятельных частей речи; признаков словосочетания и предложения; типов простых и сложных предложений.
Отработка навыков постановки запятой, тире и двоеточия в русском языке. Сравнительное изучение типов речи.
Изучение средств выразительности.
На программу зачисляются все желающие школьники соответствующего возраста при наличии свободных мест.
Школьник считается зачисленным на программу, если родитель/законный представитель заключил договор с Центром «Поиск» на оказание платных услуг. Договор можно заключить в любом из офисов Центра «Поиск».