с 09 по 21 февраля 2026 года
Образовательная программа «Шахматы»
Прием заявок для участия в образовательной программе осуществляется с 15 декабря 2025 года по 10 января 2026 года.
К участию в программе допускаются только зарегистрировавшиеся школьники 8-11 классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края.
Состав образовательной программы:
- дистанционный учебно-отборочный курс «Тактические позиции в шахматах»;
- профильная смена «Шахматы»;
- дистанционный учебно-тренинговый курс «Решение шахматных комбинаций».
Сертификат об успешном освоении образовательной программы направляется участнику на электронный адрес, указанный при регистрации, после завершения дистанционного учебно-тренингового курса.
Не допускается участие школьников в отдельных мероприятиях или части профильной смены: исключены заезды и выезды школьников вне сроков, установленных администрацией регионального центра «Сириус 26».
Оплата проезда к месту проведения образовательной программы осуществляется за счёт родительских средств; обучение, проживание и питание – за счёт средств финансирования регионального бюджета Ставропольского края.
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу smeny@stavdeti.ru
Для участия в образовательной программе «Шахматы» необходимо на официальном сайте регионального центра «Сириус 26»:
- с 15 декабря по 10 января 2026 года подать заявку на программу;
- с 29 декабря по 14 января 2026 года пройти дистанционный учебно-отборочный курс;
- с 11 по 14 января 2026 года выполнить вступительное задание;
- документально подтвердить высокие результаты участия в шахматных турнирах, соревнованиях, олимпиадах, конкурсах регионального и всероссийского уровней по выбранному направлению (если имеются).
Отбор участников профильной смены производится в соответствии с квотой (в том числе с квотой на проживание в гостинице) и рейтингом, определяемым на основании суммы оценки за вступительное задание и дополнительных баллов в соответствии с критериями отбора.
В случае, если обучающийся успешно принял участие в конкурсном отборе на несколько профильных смен одного потока, то он приглашается на смену той образовательной программы, где его результат в рейтинге выше или по усмотрению администрации центра.
Обучающийся, принимавший ранее участие в профильных сменах и не завершивший образовательную программу в полном объеме (т.е. не получивший сертификат об успешном освоении программы), к участию в последующих профильных сменах любого направления не приглашается.
Рейтинг участников отбора публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» не позднее, чем за 10 дней до начала профильной смены.
Список участников профильной смены публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» не позднее, чем за 7 дней до начала профильной смены.
Школьникам, успешно прошедшим конкурсный отбор и подтвердившим своё участие в профильной смене, необходимо записаться на образовательную программу «Шахматы» на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края».
Учащиеся, отказавшиеся от участия в профильной смене или своевременно не подтвердившие своё участие, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников. Внесение изменений в список участников программы происходит не позднее, чем за 5 дней до начала профильной смены.
Участник образовательной программы может быть отчислен с профильной смены без права участия в последующих сменах любого направления, если он:
- нарушил правила пребывания в региональном центре «Сириус 26»;
- не добросовестно относится к учебному процессу и не выполняет учебный план;
- представляет репутационную угрозу для учреждения и его партнеров.
Все информационные письма направляются на электронный адрес школьника, указанный при регистрации.
Отбор участников образовательной программы производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании суммарного балла за:
- вступительное задание (критерий № 1);
- результаты достижений в олимпиадах, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности в соответствии с критериями № 2-4 за текущий и предыдущий календарные годы;
- обучение в филиалах Центра «Поиск» (критерий № 5).
Критерий № 1. Результат вступительного задания
Вступительное задание проводится в форме тестирования;
Оценка вступительного задания осуществляется по 100-балльной шкале.
Критерий № 2. Участие во всероссийской олимпиаде школьников и в шахматных турнирах/соревнованиях:
Предоставляется Диплoм (cкaн-кoпия, ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами или протокол с результатами) за два последних календарных года по направлению программы.
Количество баллов
Этап олимпиады | Победитель | Призер | Участник |
3aключитeльный | 15 | 12 | 5 |
Региональный | 7 | 5 | 1 |
Городской/ муниципальный | 5 | 2 | - |
He более 15 баллов за каждый предмет (в сумме – 30).
Баллы за участие в разных этапах не суммируются. Из нескольких результатов выбирается лучшее достижение и выставляется максимальный балл.
В случае предоставления протокола, в котором участники указаны по идентификационному номеру, необходимо прикладывать подтверждение из личного кабинета, что данный идентификационный номер принадлежит заявителю. Скриншоты с результатами ВсОШ без подтверждения протоколом / выпиской из приказа от школы к рассмотрению не принимаются.
Критерий № 3. Участие в олимпиадах из перечня олимпиад школьников (олимпиады Российского coвeтa олимпиад школьников)
Предоставляется Диплoм (cкaн-кoпия, протокол или ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами) за текущий и предыдущий календарные годы по направлению программы (математика, физика, информатика).
Количество баллов
Уровень олимпиады | Победитель | Призёр |
Первый | 15 | 12 |
Второй | 10 | 8 |
Третий | 5 | 4 |
Суммарно нe бoлee 20 бaллoв.
При отсутствии дипломов, подтверждающих победу или призерство в перечневой олимпиаде, возможно предоставить итоговый протокол с решением комиссии. В случае если в протоколе не приведен пофамильный список и каждый участник указан по идентификационному номеру, необходимо приложить свидетельство (например, скриншот из личного кабинета), по которому участника можно определить в списке. В случае отсутствия комментария «призер», «победитель» необходимо приложить шкалу соотношения набранных баллов и пороговых значений для указанных категорий. В связи с частыми изменения уровней перечневых олимпиад при оценивании портфолио учитывается тот уровень, который указан на подтверждающем данное достижение документе.
Критерий № 4. Победа в конкурсных мероприятиях
Предоставляется диплом призера или победителя за текущий и предыдущий календарные годы по направлению образовательной программы.
Количество баллов
Перечень мероприятий ГИР* | Федеральный уровень | Региональный уровень |
Победитель/Призёр | Победитель/Призёр | |
Входит | 10 | 5 |
Конкурсы регионального центра «Сириус 26» |
| 15/10 |
* ознакомиться с Перечнем мероприятий ГИР можно на сайте регионального центра «Сириус 26» в разделе Мероприятия/Обучающимся
Суммарно не более 20 баллов.
К рассмотрению принимаются дипломы только тех мероприятий, которые имеют выраженную направленность, соответствующую образовательной программе и сканы, которых оформлены в надлежащем порядке (см выше). В случае невозможности определить направленность конкурса (или номинации, в которой победил участник отбора) достижение не засчитывается.
К рассмотрению также не принимаются:
- кoнкypcы c opгaнизaциoнными взнocaми;
- массовые интернет-конкурсы и онлайн-олимпиады;
- конкурсы без положения об организации/проведении;
- мероприятия, проходившие в рамках других образовательных программ / лагерных смен / профильных школ.
Критерий № 6. Обучение в филиалах Центра «Поиск»
Предоставляется справка об обучении в филиале Центра «Поиск», заверенная заведующим филиалом и печатью.
Дополнительно добавляется 5 баллов на все программы по всем направлениям.
Справка должна быть представлена в формате PDF и подписана должным образом:
Иванов Сергей_Агрокласс_Александровский р-н_2025
Прилагаемая справка, оформленная ненадлежащим образом, не рассматривается.
Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 8-11 классов и является программой продвинутого уровня.
Цель программы – выявление, развитие, продвижение одаренных детей Ставропольского края в области шахмат, включение их в программы государственной поддержки, развитие интеллектуальных и творческих способностей, повышение общекультурного и образовательного уровней, подготовка к соревнованиям и турнирам по шахматам.
Задачи: изучение стратегии игры, разбор своих партий, оценка позиции и составление плана игры, решение задач, защита и контратака.
Программа реализуется по модульному принципу:
- Модуль 1: Тактические позиции в шахматах
- Модуль 2: Шахматы. Стратегия игры
- Модуль 3: Решение шахматных комбинаций
Основной идеей программы, отличающей ее от существующих программ, является акцент на педагогическую функцию шахмат. Наряду с обучающими функциями, связанными с формированием алгоритмического склада сугубо логического мышления, развитием механизмов памяти и внимания видное место занимают воспитательные и развивающие функции. Преимущество данной программы выражено во взаимосвязи шахмат и повышению успеваемости (во всяком случае, по точным наукам), к умственному развитию обучающихся, но и как средство для формирования быстроты реакции на меняющиеся ситуации, смелости и решительности в оценке конкурирующих стратегий, убежденности в их реальности, веры в собственные силы. Эти качества личности особенно значимы для тех жизненных ситуаций, которые связаны с вхождением в динамичный мир все более трудно предсказуемых коллизий, жесткой конкуренции, борьбы и инициативного напряжения.
Новизна программы – заключается в индивидуальном подходе уже в начале отбора. Учащиеся разделены по уровню освоения направления для дальнейшего подбора заданий соответствующие их уровню. Индивидуальный подход базируется на личностно ориентированном подходе, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Программа обеспечивает междисциплинарный подход в части интеграции с такими областями знаний как психология, математика и информатика, а также содействует формированию у обучающихся навыков ведения шахматного противоборства.
Программой предусмотрена система взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся, которая включает в себя практические занятия, сеанс одновременной игры, турнир.
Оценка освоения программы будет производиться на основе тестирования, решения задач, итогового турнира.
Руководитель программы
ЛУКИНА
Людмила Борисовна
- кандидат педагогических наук;
- доцент кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры Северо-Кавказского Федерального университета;
- разработчик программ и учебно-методических комплексов по оздоровительной и адаптивной физической культуре для одарённых детей.

