с 23 сентября 2024 по 30 мая 2025 года
Шахматы. Начальный уровень
Прием заявок для участия в конкурсном отборе на кружок осуществляется с 05 июля по 08 сентября 2024 года.
К участию в образовательной программе приглашаются школьники 5-8 классов образовательных организаций Ставропольского края.
Расписание занятий: вторник, 16:00–17:30, суббота, 12:40-14:10.
Место проведения: г. Ставрополь, ул. Артема 6.
По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу [email protected]
Для участия в конкурсном отборе на кружок необходимо:
1) подать заявку с 08 апреля по 12 мая 2024 года на официальном сайте регионального центра «Сириус 26»;
2) явиться на вступительный экзамен согласно расписанию, отправленному на электронный адрес, указанный при подаче заявки.
К участию в конкурсном отборе допускаются обучающиеся:
- выполнившие вступительный экзамен;
- документально подтвердившие высокие результаты участия в соревнованиях и турнирах по шахматам различного уровня (если есть).
Оценка предметного вступительного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. Кандидатам, имеющим статусы победителя и/или призера соревнований и турниров по шахматам регионального и всероссийского уровней, начисляются дополнительные баллы.
Рейтинг участников отбора публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» не позднее 10 дней после окончания экзаменов.
Список обучающихся, рекомендованных к зачислению на кружок, публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» за 7 дней до начала работы кружка.
Обучающиеся, зачисленные на кружок, обязаны записаться на программу «Шахматы» на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края»
Обучающиеся, отказавшиеся от участия в кружке, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.
Все информационные письма будут направляются на электронный адрес школьника, указанный при регистрации.
Отбор участников кружка производится в соответствии: с рейтингом, определяемым на основании:
1) оценки за предметный вступительный экзамен (критерий 1);
2) достижений в соревнованиях и турнирах по шахматам (критерий 2);
3) результатов теста структуры интеллекта (критерий 3).
Критерий № 1. Результат вступительного экзамена.
Вступительный экзамен проводится в форме тестирования, выявляющего базовые знания игры в шахматы.
Тест включает в себя:
- вопросы на знание истории,
- вопросы на знание правил игры в шахматы,
- задачи на поиск правильного решения в данной шахматной комбинации.
Оценка вступительного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале.
Критерий № 2. Победа в конкурсных мероприятиях
Предоставляется диплом призера или победителя за два последних календарных года по направлению образовательной программы.
Количество баллов
Перечень мероприятий ГИР | Федеральный уровень | Региональный уровень |
Победитель/Призер | Победитель/ Призер | |
Входит | 10 | 5 |
Не входит | 5 | 3 |
Суммарно не более 18 баллов.
К рассмотрению принимаются дипломы только тех мероприятий, которые имеют выраженную направленность, соответствующую образовательной программе. В случае невозможности определить направленность конкурса (или номинации, в которой победил участник отбора) достижение не засчитывается.
К рассмотрению также не принимаются:
- кoнкypcы c opгaнизaциoнными взнocaми;
- массовые интернет-конкурсы и онлайн-олимпиады;
- конкурсы без положения об организации/проведении;
- мероприятия, проходившие в рамках других образовательных программ / лагерных смен / профильных школ.
Критерий № 3. Результаты теста структуры интеллекта
Тест структуры интеллекта диагностирует уровень развития следующих показателей:
- понятийное интуитивное мышление,
- логическое мышление,
- понятийная категоризация,
- образный синтез,
- пространственное мышление,
- абстрактное мышление,
- логическая память.
Тест определяет низкий, средний, хороший или высокий уровень развития показателей.
Программа представляет собой совокупность четырех логически завершенных ступеней, которые развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка, подготовка обучающихся к шахматным чемпионатам.
Программа направлена на совершенствование творческих и аналитических способностей, расширение кругозора, способности думать, запоминать, сравнивать и обобщать. У обучающихся вырабатывается целеустремленность, выдержка, воля, усидчивость и собранность. Формируются такие качества как наблюдение, классификация, группировка и выявление закономерностей.
Ступень 1 «Начальный уровень». Приглашаются обучающиеся 5 классов, проявляющие интерес к игре в шахматы, знакомые с правилами игры.
На этой ступени обучения школьники делают первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.
Ступень 2 «Продвинутый уровень». Принимаются обучающиеся, успешно освоившие первую ступень обучения (выполнившие переводной экзамен), победители и призеры турниров по шахматам различных уровней.
Содержание ступени второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, решение шахматных задач, знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Если на первой ступени обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь обучающимся предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной этапом в овладении шахматными основами становится умение обучающихся ставить мат.
Ступень 3 «Дебютный уровень». Принимаются обучающиеся, успешно освоившие вторую ступень обучения (выполнившие переводной экзамен), победители и призеры турниров по шахматам различных уровней.
На третьей ступени обучающиеся изучают правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Мат и защита от него. Связка в дебюте. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
Ступень 4 «Аналитический уровень». Принимаются обучающиеся, успешно освоившие третью ступень обучения (выполнившие переводной экзамен), победители и призеры турниров по шахматам различных уровней.
Занятия четвертой ступени обучения посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”. Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Обучающиеся знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 урока.
Продолжительность 1 урока – 40 минут.
Обучение по образовательной программе осуществляется за счёт средств финансирования регионального бюджета.
Преподаватель
ЛУКИНА Людмила Борисовна
- кандидат педагогических наук;
- доцент кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры Северо-Кавказского Федерального университета;
- разработчик программ и учебно-методических комплексов по оздоровительной и адаптивной физической культуре для одарённых детей.