Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения
Дополнительно
Междустрочный интервал
Межбуквенный интервал

с 23 сентября 2024 по 30 мая 2025 года

Шахматы. Продвинутый уровень

Прием новых заявок для участия в конкурсном отборе на кружок не производится. Кружок является переводным.

Расписание занятий: суббота, 09:20 – 12:30 (4 урока). 

Место проведения занятий: г. Ставрополь, ул. Артема, 6.

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу [email protected]

 

 

Порядок отбора
Критерии отбора
Аннотация

Для участия в конкурсном отборе на кружок необходимо:
1) успешно освоить программу кружка «Шахматы. Начальный уровень» и выполнить переводной экзамен;
2) обладать статусом «победитель» или «призер» шахматного турнира любого уровня (если есть).

Оценка переводного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. Кандидатам, имеющим статусы победителя и/или призера соревнований и турниров по шахматам регионального и всероссийского уровней, начисляются дополнительные баллы.

Отбор участников кружка производится в соответствии с рейтингом, определяемым на основании суммы оценки за переводной экзамен и дополнительных баллов. 

Список обучающихся публикуется на сайте регионального центра «Сириус 26» не позднее, чем за 20 дней до начала работы кружка.

Обучающиеся, зачисленные на кружок, обязаны записаться на программу «Шахматы. Продвинутый уровень» на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края»

Обучающиеся, отказавшиеся от участия в кружке, могут быть заменены на следующих за ними по рейтингу школьников.

Все информационные письма будут направляются на электронный адрес школьника, указанный при регистрации.

Отбор участников кружка производится в соответствии: с рейтингом, определяемым на основании:
1) оценки за переводной экзамен (критерий 1);
2) достижений в соревнованиях и турнирах по шахматам (критерии 2-3).

 

Критерий № 1. Результат переводного экзамена

Переводной экзамен проводится в форме тестирования, выявляющего опорные знания игры в шахматы, и внутреннего шахматного турнира. 

Тест включает в себя:

  • вопросы на знание истории,
  • вопросы на знание правил игры в шахматы,
  • вопросы по розыгрышу положений с ограниченным количеством фигур, расшифровку блоков игровых позиций на отдельных фрагментах доски,
  • задачи на поиск правильного хода в данной шахматной комбинации.

Оценка переводного экзамена осуществляется по 100-балльной шкале. 

 

Критерий № 2. Участие в олимпиадах из перечня олимпиад школьников (олимпиады Poccийcкoгo coвeтa oлимпиaд шкoльникoв) 

Предоставляется Диплoм (ccылкa нa oфициaльный caйт с результатами или протокол) за два последних календарных года по направлению программы.

Количество баллов

Уровень олимпиады

Победитель

Призер

Участник

Первый

15

12

4

Второй

10

8

 

Третий

7

5

 

Суммарно нe бoлee 20 бaллoв. 

При отсутствии дипломов, подтверждающих победу или призерство в перечневой олимпиаде, возможно предоставить итоговый протокол с решением комиссии. В случае если в протоколе не приведен пофамильный список и каждый участник указан по идентификационному номеру, необходимо приложить свидетельство (например, скриншот из личного кабинета), по которому участника можно определить в списке. В случае отсутствия комментария «призер», «победитель» необходимо приложить шкалу соотношения набранных баллов и пороговых значений для указанных категорий. В связи с частыми изменения уровней перечневых олимпиад при оценивании портфолио учитывается тот уровень, который указан на подтверждающем данное достижение документе. 

 

Критерий № 3. Победа в конкурсных мероприятиях

Предоставляется диплом призера или победителя за два последних календарных года по направлению образовательной программы.

Количество баллов

Перечень мероприятий ГИР

Федеральный уровень

Региональный уровень

Победитель/Призер

Победитель/ Призер

Входит 

10

5

Не входит

5

3

Суммарно не более 18 баллов. 

К рассмотрению принимаются дипломы только тех мероприятий, которые имеют выраженную направленность, соответствующую образовательной программе. В случае невозможности определить направленность конкурса (или номинации, в которой победил участник отбора) достижение не засчитывается. 

К рассмотрению также не принимаются: 

  • кoнкypcы c opгaнизaциoнными взнocaми; 
  • массовые интернет-конкурсы и онлайн-олимпиады; 
  • конкурсы без положения об организации/проведении; 
  • мероприятия, проходившие в рамках других образовательных программ / лагерных смен / профильных школ. 

Программа представляет собой совокупность четырех логически завершенных ступеней, которые развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка, подготовка обучающихся к шахматным чемпионатам.

Программа направлена на совершенствование творческих и аналитических способностей, расширение кругозора, способности думать, запоминать, сравнивать и обобщать. У обучающихся вырабатывается целеустремленность, выдержка, воля, усидчивость и собранность. Формируются такие качества как наблюдение, классификация, группировка и выявление закономерностей.

Ступень 1 «Начальный уровень». Приглашаются обучающиеся 5 классов, проявляющие интерес к игре в шахматы, знакомые с правилами игры.
На этой ступени обучения школьники делают первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.

Ступень 2 «Продвинутый уровень». Принимаются обучающиеся, успешно освоившие первую ступень обучения (выполнившие переводной экзамен), победители и призеры турниров по шахматам различных уровней.
Содержание ступени второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, решение шахматных задач, знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Если на первой ступени обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь обучающимся предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной этапом в овладении шахматными основами становится умение обучающихся ставить мат.

Ступень 3 «Дебютный уровень». Принимаются обучающиеся, успешно освоившие вторую ступень обучения (выполнившие переводной экзамен), победители и призеры турниров по шахматам различных уровней.
На третьей ступени обучающиеся изучают правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Мат и защита от него.  Связка в дебюте. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Ступень 4 «Аналитический уровень». Принимаются обучающиеся, успешно освоившие третью ступень обучения (выполнившие переводной экзамен), победители и призеры турниров по шахматам различных уровней.
Занятия четвертой ступени обучения посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”. Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Обучающиеся знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др.

Режим занятий: 1 раз в неделю  4 урока.
Продолжительность 1 урока – 40 минут.

 

Обучение по образовательной программе осуществляется за счёт средств финансирования регионального бюджета.

 

Руководитель программы

ЛУКИНА Людмила Борисовна

- кандидат педагогических наук;<br>

- доцент кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры Северо-Кавказского Федерального университета;<br>
           

- разработчик программ и учебно-методических комплексов по оздоровительной и адаптивной физической культуре для одарённых детей.

 

На сайте используются файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы проинформированы об их использовании, а также принимаете Политику конфиденциальности.